четверг, 29 января 2015 г.

О жизни Екатерины Ивановны Трубецкой в Иркутске

Удивительная судьба. Удивительная способность любить.
Хорошая статья
Хороший фильм (отрывок):

Задание для 6 класса

Ирма ВИДУЭЦКАЯ
В предисловии к рассказу «Однодум» (1879) после беседы с “одним большим русским писателем”, который мрачно смотрел на русскую действительность, видя в ней “одни гадости”, Лесковым овладело от его слов лютое беспокойство.
«Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? <...>
Это не только грустно, это страшно. Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая живёт в моей и в твоей душе, мой читатель?»
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых «несть граду стояния»...”

Лесков искал и находил своих праведников во всех слоях общества. Все они натуры деятельные, активно вмешивающиеся в жизнь, нетерпимые ко всяким проявлениям несправедливости. Герои Лескова далеки от политики и от сознательной борьбы против основ существующего строя жизни. Главное, что их объединяет, — это деятельная любовь к людям и убеждение, что “человек призван помогать человеку в том, в чём тот временно нуждается, и помочь ему стать и идти, дабы он, в свою очередь, так же помог другому, требующему поддержки и помощи”. Ключом к главной идее всех этих образов могут служить слова Лескова в одной из его статей:
“Опыт показывает, что сумма добра и зла, радости и горя, правды и неправды в человеческом обществе может то увеличиваться, то уменьшаться, — и в этом увеличении или уменьшении, конечно, не последним фактором служит усилие отдельных лиц”.

Чудак — нередко встречающаяся фигура в произведениях Лескова. Как правило, это положительный герой, носитель авторского идеала. Чудаки Лескова вопреки всем социальным законам демонстрируют независимость от окружающей их среды, сформировавшей характеры всех остальных персонажей. Они бескорыстны и бесстрашны и действуют, повинуясь только своим убеждениям и чувствам. 

Юлий ХАЛФИН
“Праведный” и “дурачок” — издавна на Руси близкие понятия.
Что такое “юродивый*”? Юрод — урод, дурак. А может, святой.
Живя в стороне от социальных битв, такие люди, сильнее других, они, по его словам, делают историю. Это лесковская интерпретация (= объяснение, понимание) библейской мысли о том, что на праведниках стоит мир. Писатель хорошо помнил эпизод библейской истории, в котором Господь обещает Аврааму, что не рухнет город, если в нём осталось хотя бы десять праведников.
Судьба человека, стремящегося ходить по земным дорогам, руководствуясь своими небесными ориентирами, у Лескова чаще всего трагична. Он обречён постоянно сталкиваться с людьми, которые руководствуются совсем иными координатами. 
Праведники Лескова (и не только праведники) принимают мир как он есть. Их задача — проложить сквозь ухабы и тернии свою тропу. 




* Юродивый - человек, отвергший все мирские ценности и ведущий аскетический образ жизни, обладающий мудростью, выражающейся во внешнем безумии; один из ликов святости.