Ирма
ВИДУЭЦКАЯ
В
предисловии к рассказу «Однодум» (1879) после беседы с “одним большим русским
писателем”, который мрачно смотрел на русскую действительность, видя в ней
“одни гадости”, Лесковым овладело от его слов лютое беспокойство.
«Как, —
думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной
русской душе не видать ничего, кроме дряни? <...>
Это не
только грустно, это страшно. Если без трёх праведных, по народному верованию,
не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая
живёт в моей и в твоей душе, мой читатель?»
Мне это
было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не
успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без
которых «несть граду стояния»...”
Лесков
искал и находил своих праведников во всех слоях общества. Все они натуры
деятельные, активно вмешивающиеся в жизнь, нетерпимые ко всяким проявлениям
несправедливости. Герои Лескова далеки от политики и от сознательной борьбы
против основ существующего строя жизни. Главное, что их объединяет, — это
деятельная любовь к людям и убеждение, что “человек призван помогать человеку в
том, в чём тот временно нуждается, и помочь ему стать и идти, дабы он, в свою
очередь, так же помог другому, требующему поддержки и помощи”. Ключом к главной
идее всех этих образов могут служить слова Лескова в одной из его статей:
“Опыт
показывает, что сумма добра и зла, радости и горя, правды и неправды в
человеческом обществе может то увеличиваться, то уменьшаться, — и в этом
увеличении или уменьшении, конечно, не последним фактором служит усилие
отдельных лиц”.
Чудак —
нередко встречающаяся фигура в произведениях Лескова. Как правило, это
положительный герой, носитель авторского идеала. Чудаки Лескова вопреки всем
социальным законам демонстрируют независимость от окружающей их среды,
сформировавшей характеры всех остальных персонажей. Они бескорыстны и
бесстрашны и действуют, повинуясь только своим убеждениям и чувствам.
Юлий
ХАЛФИН
“Праведный”
и “дурачок” — издавна на Руси близкие понятия.
Что такое
“юродивый*”? Юрод — урод, дурак. А может,
святой.
Живя в
стороне от социальных битв, такие люди, сильнее других, они, по его словам,
делают историю. Это лесковская интерпретация (= объяснение, понимание)
библейской мысли о том, что на праведниках стоит мир. Писатель хорошо
помнил эпизод библейской истории, в котором Господь обещает Аврааму, что не
рухнет город, если в нём осталось хотя бы десять праведников.
Судьба
человека, стремящегося ходить по земным дорогам, руководствуясь своими небесными
ориентирами, у Лескова чаще всего трагична. Он обречён постоянно сталкиваться с
людьми, которые руководствуются совсем иными координатами.
Праведники
Лескова (и не только праведники) принимают мир как он есть. Их задача —
проложить сквозь ухабы и тернии свою тропу.
* Юродивый - человек, отвергший все мирские ценности
и ведущий аскетический образ жизни, обладающий мудростью, выражающейся во внешнем безумии; один
из ликов святости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий